Раздел находится в стадии разработки.

Оборудование в сенсорной комнате ОРЦ можно разделить на три основных функциональных блока:

Сенсорная комната в Образовательном ресурсном центре «МААЛЕ» – это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям с особенностями психофизического развития, а также для улучшения качества жизни здоровых людей – в частности, членов семей «особенных» детей.

Процесс выздоровления и психологической реабилитации ребенка с особыми потребностями во многом зависит от того, какие условия предлагает учреждение. И наша задача – сделать эти условия максимально комфортными. Особую роль в реабилитации детей с разнообразными расстройствами здоровья и взрослых, испытывающих стресс, играет технология под названием «сенсорная комната».

Детская площадка «Город Мастеров» под открытым небом в зеленой зоне территории учебного корпуса Женского педагогического колледжа «Бейт-Хана» – одно из наиболее красивых и живописных мест Центра. Она создавалась на средства благотворительных организаций Бостонской еврейской общины, Днепропетровской еврейской общины и частных доноров. 10 апреля 2003 года состоялась церемония закладки строительства площадки.

Строительные работы обеспечили благотворительные фонды Днепропетровска, оформление фасадов выполнили художники-волонтеры. «Город Мастеров» стал неотъемлемой частью образовательно-развивающей среды Образовательного Ресурсного центра «МААЛЕ».

Площадка представляет собой целостный комплекс с разнообразными зонами развития детей с ограниченными возможностями. Эти зоны имеют образные названия: «Улица пекарей», «Улица плотников», «Мастерская художника», «Цветочный магазин» и т. д. Каждая из таких зон призвана раскрыть перед ребенком отдельный вид трудовой деятельности человека и снабжена соответствующей визуальной и предметной атрибутикой. «Город Мастеров» раскрывает многообразие профессий и показывает инструменты и средства труда детям с особыми потребностями, что способствует их социализации.

Каждый уголок «Города Мастеров» – это особая информационная, коррекционно-развивающая среда, предназначенная для занятий детей с особыми потребностями. Она снабжена атрибутами определенных профессий и может служить для занятий, цель которых – социализация детей, их интеграция в общество. Помимо этого, игровой комплекс служит для физического развития и реабилитации детей.

Игровая площадка выполняет целый ряд функций – от информационно-образовательной до рекреационной, поскольку во дворике «Города Мастеров» установлен игровой комплекс развлекательных конструкций и снарядов (лестницы, горки и качели).

Использование площадки в процессе занятий решает множество задач:

1.      Ознакомление с окружающим миром. Из-за тяжелых двигательных нарушений большинство воспитанников ОРЦ лишены возможности элементарных прогулок. Площадка является местом, где дети могут наблюдать за природными явлениями, ростом и развитием растений, погодными условиями, сменой времен года.

2.      Творческая мастерская под открытым небом. Здесь проходят занятия арт-терапией, тематические занятия, оборудована концертная площадка.

3.      Интеграция в окружающий мир. Многие дети и подростки, кроме своей квартиры и двора, нигде не бывали. Маленький городок с улицами, кафе, магазинами, мастерскими дает детям наглядное представление о жизни в окружающем мире, дает возможности познать пространственные особенности расположения зданий и назначение их в жизни.

4.      Развитие сенсорной интеграции. Оборудование площадки – качели и карусели – используются для развития вестибулирующей, кинестетической и тактильной систем. Ребенок, испытывающий сенсорный «голод», никогда не научится владеть своим телом, в полной мере ориентироваться в пространстве. Площадка является естественной мастерской наблюдения за развитием моторики, речи и восприятия у детей.

5. Развитие эмоционального и социального мира ребенка. Детская площадка – удобное место игры и коммуникации детей различного возраста и степени расстройств. При подборе специальных игр и заданий сотрудники Центра развивают мышление, пространственное ориентирование ребенка, его моторные навыки через гамму предложенных ощущений («центр песка и воды»).

Прогулки и занятия на детской площадке включены в расписание работы ОРЦ как одно из основных направлений мероприятий по реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В Законе Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» говорится: «Предприятия, учреждения и организации обязаны создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов (в том числе инвалидов, использующих средства передвижения и собак-поводырей) к объектам физического окружения».

Однако в действительности для реализации этого закона в нашем обществе делается недостаточно. Многие дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не имеют возможности покинуть пределы своего дома, учиться наравне с другими, общаться со сверстниками, посещать экскурсии, выезжать на отдых. Семьи, воспитывающие таких детей, по мере их взросления в силу объективных причин вынуждены отказываться от привычных контактов и образа жизни. Рано или поздно такие семьи оказываются в изоляции, наедине со всеми трудностями, которые неизбежны в процессе развития и социализации ребенка с ограниченными возможностями.

В 2001 году Инициативная группа по особым потребностям благотворительной организации CJP Women’s Philantropy еврейской общины Бостона во главе с Пенни Гудман оказала Образовательному Ресурсному центру неоценимую помощь. В дар ОРЦ был передан удобный новый микроавтобус, чтобы дети могли регулярно приезжать на занятия, посещать экскурсии, другие мероприятия для лучшей коммуникации семей и адаптации в социуме.

Благодаря щедрому подарку американских филантропов дети стали выезжать в театры, в цирк, музеи, аквариум, дельфинарий, планетарий, в парки и на пикники за город. При необходимости врачебного вмешательства транспорт ОРЦ решает проблемы доставки детей в диагностические центры, к специалистам для медицинских консультаций; помогает подвозить детей в больницу (в экстренных случаях острого заболевания или ухудшения состояния) и т. п.