• Программа «Теплый дом»

    Большинство родителей, имеющих детей с особыми потребностями развития (а зачастую – с тяжелыми расстройствами здоровья), находятся в состоянии затяжного стресса.

    Хронический стресс испытывают также все члены семьи, проживающие вместе с больным ребенком: бабушки и дедушки, братья и сестры. Такая семья словно выпадает из активной социальной жизни: взрослые ограничивают или вовсе прекращают прежние контакты с друзьями, не выходят на прогулки вместе с детьми-инвалидами, не выезжают с ними на отдых. Таким образом, нарушаются связи семей с внешним миром, что в еще большей степени усиливает изоляцию «особенных» детей.

    Программа визитов «Теплый дом» – это регулярные встречи детей с особыми потребностями, их родственников, сотрудников и волонтеров Образовательного Ресурсного Центра на территории собственного дома одной из таких семей.

    Эти встречи, неотъемлемой частью которых становятся небольшие застолья-чаепития, дают возможность вернуться к радостям непосредственного дружеского общения в домашней обстановке. Родители находят здесь понимание, поддержку, испытывают чувство единения – все, что радует человека в обычной жизни. В то же время программа визитов «Теплый дом» дает возможность членам семей обсуждать похожие проблемы, делиться знаниями, навыками по воспитанию, обучению и развитию своих детей.

    Цели программы:

    оказание социальной, психологической, информационной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями, в особенности семьям группы риска;

    содействие в развитии новых и укреплении старых связей между семьями с детьми, имеющими ограниченные возможности;

    проведение мероприятий по сплочению и укреплению семьи, налаживание прочных связей между семьями в неформальной обстановке;

    корректное исследование жилищных условий и психологического климата в семьях.

    Участники программы: учащиеся Образовательного Ресурсного Центра и члены их семей, сотрудники Центра и волонтеры.

    Образовательный Ресурсный Центр обеспечивает следующие организационные, методические и материальные стороны каждого мероприятия программы «Теплый дом»:

    разработка сотрудниками Центра и волонтерами информационной, образовательной и развивающей части визита;

    приобретение необходимых материалов (для проведения творческой мастерской, элементов оккупационной терапии, выполнения поделок, постановки домашнего театра и т. п.);

    закупка продуктов для стола;

    доставка семей с детьми на мероприятие транспортом ОРЦ.

    Обсуждаемые проблемы: отношения между родителями; между ребенком с ограниченными возможностями развития и здоровыми братьями и сестрами; между поколениями в семье; между семьей ребенка-инвалида и социумом; семейные конфликты и пути их преодоления; особенности ухода за ребенком и соблюдение режима дня; проблемы взросления детей и т. п.

    Формы проведения визитов: беседы, мастер-классы по ИЗО-терапии, арт-терапии, физиотерапиии элементам массажа, консультации родственников по организации занятий с ребенком в домашних условиях; психологические тренинги, обмен знаниями и опытом по кулинарии и домоводству.

    Визиты программы «Теплый дом» приносят в семьи детей с ограниченными возможностями умиротворение, создают у родственников хорошее настроение. Поэтому неудивительно, что семьи наперебой предлагают провести следующий визит у них дома. Но самый главный результат программы «Теплый дом» – это преодоление изоляции детей с ограниченными возможностями и членов их семей, которые в общении с другими взрослыми и детьми расширяют границы своего сознания, находят здесь себе хороших друзей на долгие годы.

  • Связь времен. 70 лет Победы


    Говорят, что у того, кто пренебрежет своим прошлым, не будет будущего. 70 лет Великой Победы советского народа над фашизмом… Мы не могли пройти мимо такой знаменательной даты. Накануне 9 Мая, одного из самых трагических и любимых праздников нашего народа – Дня Победы СССР над нацистской Германией во Второй мировой войне – мы решили провести очередной «Теплый дом» на тему «Связь времен. 70 лет Победы».

  • Лето как лучшее время для пускания корабликов

    Солнечным июньским днем педагоги Образовательного Ресурсного центра для детей с особыми потребностями Оксана Дубень и Светлана Кряж провели встречу «Теплый дом» в семье пятилетнего Димы Ц. (диагноз – средняя степень слабоумия, расстройства аутичного спектра).

  • Рош-а-Шана – взгляд в будущее

    Первая встреча «Теплого дома» в новом учебном году проходила в гостеприимной семье Иры и Лизы Сердюк.

  • В «Теплый дом» пришли еврейские осенние праздники

    В конце сентября «Теплый дом» собрался у семьи Цветковых. Хозяева дома – мама Оксана и ее 7-летний сынишка Дима – радушно приняли нас.

  • Родительский клуб как сообщество семей, воспитывающих детей с ограничениями здоровья

    Журнал«Еврейское знание», № 2, 2015 год

    Родительский клуб как сообщество семей, воспитывающих детей с ограничениями здоровья

    Социальный педагог Емельянова С. Я.

     

    Аннотация. В статье рассматривается система работы Образовательного Ресурсного центра по формированию семейного сообщества для родителей детей, воспитывающих детей с ограничениями здоровья. Раскрываются цели, задачи, конкретные формы консультативной, просветительской, социально-психологической работы с родителями.

    Ключевые слова: инвалидность, семья, социальная педагогика, специальное образование.

     

    Семья – неотъемлемая часть жизни человека: сначала он воспитывается в ней сам, затем воспитывает своих детей. Семья является первичным институтом социализации личности: именно в ней начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, психологическое здоровье, усваиваются социальные нормы и культурные традиции. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие индивида.

    Проблема поиска контакта с родителями «особых» детей является сложной, но очень важной в организации образовательной и воспитательной работы в специальных учреждениях, ориентированных на работу с детьми с ограниченными возможностями развития. Принять болезнь собственного ребенка и признать, что жизнь может пройти иначе, не так, как у всех и не так, как мечталось, достаточно сложно. А ведь кроме проблем со здоровьем детей, у родителей есть еще и обыденные трудности повседневной жизни, требующие выдержки, твердости духа и оптимизма.

    Все ли родители «особых детей» способны в полной мере справиться со своими функциями? Мы знаем, что получается это далеко не у всех семей. Именно по причине отсутствия элементарных знаний по уходу за «особым» ребенком, его воспитанию и обучению родители часто проявляют беспомощность в установлении контакта с сыном или дочерью, при выстраивании продуктивных отношений в семье. Как следствие, обедняются отношения внутри семьи, у родителей накапливаются усталость и раздражение, от нарастающей напряженности страдают и сами супруги, и ребенок.

    Консультативно-просветительская работа с родителями, направленная на формирование у них необходимых знаний, а на их основе – умений и навыков воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями, осуществляется в Образовательном Ресурсном центре через различные формы взаимодействия с семьями, в том числе через клубную работу. Своеобразным центром, объединяющим различные направления работы ОРЦ с семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями, является Родительский клуб.

    Цель клуба – оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки семьям «особенных» детей путем приобретения родителями соответствующих знаний и умений; предоставление возможности обмена опытом по уходу, воспитанию и обучению детей; создание психологически комфортной среды для доверительного общения в неформальной обстановке; формирование сообщества семей на идеях осознанного, ответственного родительства.

    Среди задач клуба – повышение педагогической и психологической компетентности, формирование ответственности, уверенности в своих силах и возможностях, развитие навыков продуктивного взаимодействия, содействие созданию эмоционально благоприятной среды в семье для комфортного партнерства и сотрудничества всех членов семьи, включая ребенка с особыми потребностями. Основной принцип участия в Родительском клубе – добровольность. Родительский клуб опирается на разнообразные традиционные и нестандартные формы работы с родителями: беседы, тренинги, лекции, творчество, ролевые игры и проч.

    Особое значение в работе Родительского клуба приобретает то обстоятельство, что его ведет специалист – социальный педагог, которая является мамой ребенка с особыми потребностями. Ее глубокие знания и практический опыт в области специальной педагогики и социальной защиты «особенных» детей помогают членам их семей найти ответы на многие насущные вопросы. Наряду с рекомендациями по уходу, жизнеобеспечению, развитию и обучению детей, родители получают квалифицированную помощь и поддержку в обсуждении следующих важных вопросов:

    –       Как взаимодействовать с окружением, в котором еще недостаточно сформированы ценности инклюзивного общества, и оградить себя и «особенного» ребенка от бестактности, праздного любопытства, неуместного сочувствия и проч.?

    –       Как объяснить ребенку наличие у него физического отличия от других детей и как помочь ему выстраивать отношения с людьми?

    –       Как преодолеть собственный хронический стресс, восстановить психологическое равновесие, начать строить планы на будущее и научиться вновь радоваться жизни?

    В начале учебного года социальный педагог осуществляет анализ проблем, которые волнуют семьи, и составляет примерный план занятий на учебный год.

    В Родительском клубе семьи детей с особыми потребностями могут получить психологическую поддержку, поделиться своим опытом и узнать о чужом, рассказать о жизни, получить новые знания. На заседаниях клуба проводятся интересные тематические встречи, приглашают специалистов из других организаций – например, в 2015 году перед родителями выступали специалист по правам ребенка в Украине, врач, юрист, консультант по организации малого бизнеса. Иногда заседания клуба готовят и ведут сами родительницы. Запомнились занятия на темы «Основы еврейского образования», «Женское здоровье», «Женщины, оставившие след в истории», «Женщины, попавшие в трудные жизненные обстоятельства и достойно пережившие их».

    Поводами для регулярных встреч в Родительском клубе также становятся государственные и еврейские праздники, «Дни именинника» для родителей и значимые для наших женщин даты. В рамках Родительского клуба социальный психолог ведет семинар «Краткий курс счастливой жизни», где пропагандируется здоровый образ жизни, здоровое питание, родителей учат следить за своим физическим и психическим здоровьем, члены клуба делятся информацией о полезных продуктах и технологиях приготовления пищи.

    Одним из важных направлений работы Родительского клуба стало участие в международном Проекте Кешер, который объединяет активисток еврейского движения на постсоветском пространстве более чем 25 лет. Основываясь на еврейских ценностях, Проект Кешер работает для развития еврейских общин, для улучшения социального и экономического положения женщины, для создания мира без насилия. Организация связывает женщин России, Украины, Беларуси, Молдовы, женщин Запада для взаимопомощи и поддержки друг друга на пути к еврейскому возрождению, экономической и духовной независимости.

    В основу деятельности Проекта Кешер взяты несколько важных предпосылок, которые характеризуют современное понимание роли женщин в системе общественных отношений. «Женщины, действующие вместе, являются самым мощным фактором преобразования себя и мира к лучшему. Каждая женщина уникальна и каждая является духовно богатой личностью, в которой есть все для изменения жизни вокруг себя. Мораль, ценности и заповеди иудаизма — важные общечеловеческие ценности. Активная позиция каждого влияет на будущее еврейской общины, жизнь общества и развитие страны», – таковы главные идеи, направляющие деятельность проекта. Волонтеры Проекта Кешер из Днепропетровской еврейской общины провели ряд интересных и познавательных занятий на темы семейного права, экономической и социально-психологической тематике.

    Большинство родителей, имеющих детей с особыми потребностями развития (а зачастую – с тяжелыми расстройствами здоровья), находятся в состоянии затяжного стресса. Хронический стресс испытывают также все члены семьи, проживающие вместе с больным ребенком: бабушки и дедушки, братья и сестры. Такая семья словно выпадает из активной социальной жизни: взрослые ограничивают или вовсе прекращают прежние контакты с друзьями, не выходят на прогулки вместе с детьми-инвалидами, не выезжают с ними на отдых. Таким образом, нарушаются связи семей с внешним миром, что в еще большей степени усиливает изоляцию «особенных» детей. Важной формой социально-психологической работы с такими семьями является Программа визитов «Теплый дом», которая проводится по инициативе и поддержке американской семьи Вольф в память о меценате С. Роберте Вольфе. Идея проекта заключается в организации регулярных встреч детей с особыми потребностями, их родственников, сотрудников и волонтеров Образовательного Ресурсного Центра на территории собственного дома одной из таких семей.

    Эти встречи, неотъемлемой частью которых становятся небольшие застолья-чаепития, дают возможность вернуться к радостям непосредственного дружеского общения в домашней обстановке. Родители находят здесь понимание, поддержку, испытывают чувство единения – все, что радует человека в обычной жизни. В то же время программа визитов «Теплый дом» дает возможность членам семей делиться знаниями, навыками по воспитанию, обучению и развитию своих детей. Обсуждаемые проблемы – это отношения между родителями; между ребенком с ограниченными возможностями развития и здоровыми сиблингами (братьями и сестрами); между поколениями в семье; между семьей ребенка-инвалида и социумом; семейные конфликты и пути их преодоления; особенности ухода за ребенком и соблюдение режима дня; проблемы взросления детей и т. п.

    Визиты программы «Теплый дом» приносят в семьи детей с ограниченными возможностями умиротворение, создают у родственников хорошее настроение. Поэтому неудивительно, что семьи наперебой предлагают провести следующий визит у них дома. Но самый главный результат программы «Теплый дом» – это преодоление изоляции детей с ограниченными возможностями и членов их семей, которые в общении с другими взрослыми и детьми расширяют границы своего сознания, находят здесь себе хороших друзей на долгие годы.

    Члены Родительского клуба в основном женщины, поэтому одной из актуальных тем наших встреч является кулинария. Обмен наших хозяек своим богатым кулинарным опытом завершился конкурсом на лучший рецепт. Рецепты-победители вошли в самодельную брошюру, которой мы наградили активных участников Родительского клуба.

    Радует то, что родители разных возрастных групп с удовольствием ходят на наши заседания. Часто теплые приятельские отношения становятся долговременными, перерастают в настоящую дружбу. Когда одна из родительниц – Татьяна Ш. – перенесла инсульт, подруги из Родительского клуба не оставили её в беде, установили дежурство по уходу за женщиной, готовили еду для семьи, присматривали за ее сыном.

    Таким образом, творческие поиски взаимодействия с родителями, апробация разных форм работы помогают семьям «особых» детей не потерять интерес к воспитанию своего ребенка, расширяют их педагогические знания, стремление к сотрудничеству, гармонизируют внутрисемейные отношения.

     

    Анотація. У статті розглядається система роботи Навчального Ресурсного центру з формування сімейного співтовариства для батьків дітей, які виховують дітей з обмеженнями здоров'я. Розкриваються цілі, завдання, конкретні форми консультативної, просвітницької, соціально-психологічної роботи з батьками.

    Ключові слова: інвалідність, сім'я, соціальна педагогіка, спеціальна освіта.

  • Зажигание 6-й свечи. В «Теплом доме» готовят ханукальный латкес

    Играть с ханукальным дрейдлом, ходить в гости, лакомиться горячими золотистыми латкесами – столько удовольствий бывает только в Хануку!

  • День семьи в «Теплом доме» ОРЦ

    Одна из самых интересных и всеми любимых программ нашего центра – «Теплый дом».

  • Фруктово-ягодная мастерская в «Теплом доме»

    В этот раз «Теплый дом» был посвящен теме «Лето» и такой важной его примете, как ягоды и фрукты.