1.    Родительский клуб является добровольным объединением родителей, родственников детей с особыми потребностями – учеников ОРЦ.2.    Участники Родительского клуба: родители, родственники детей с особыми потребностями, заинтересованные в общении, повышении знаний, поддерживающие цели и задачи организации.

3.    Количественный состав – непостоянный.

4.    Руководство Родительским клубом и контроль за его деятельностью осуществляется администрацией ОРЦ и социальным педагогом.

 Общие положения:

·      Деятельность Родительского клуба является одним из направлений работы по социально-педагогическому сопровождению семьи «особого» ребенка.

·      Родительский клуб опирается на разнообразные традиционные и нестандартные формы работы с родителями: беседы, тренинги, лекции, творчество, ролевые игры и проч.

·      Основной принцип участия в Родительском клубе – добровольность.

·      Периодичность встреч – 1 раз в неделю, место проведения встреч – на базе Образовательного Ресурсного центра.

·      Члены Родительского клуба имеют право вносить предложения по тематике занятий, форме их проведения и организации работы.

·      Девиз клуба: «Мы все должны друг другом дорожить!»

Особое значение в работе Родительского клуба приобретает то обстоятельство, что его ведет специалист – социальный педагог, которая является мамой ребенка с особыми потребностями. Ее глубокие знания и практический опыт в области специальной педагогики помогают членам семей, воспитывающих «особенных» детей, найти ответы на многие насущные вопросы. Наряду с рекомендациями по уходу, жизнеобеспечению, развитию и обучению детей, родители получают квалифицированную помощь и поддержку в обсуждении следующих важных вопросов:

·      Как взаимодействовать с окружением, в котором еще недостаточно сформированы ценности инклюзивного общества, и оградить себя и «особенного» ребенка от бестактности, праздного любопытства, неуместного сочувствия и проч.?

·      Как объяснить ребенку наличие у него физического отличия от других детей и как помочь ему выстраивать отношения с людьми?

·      Как преодолеть собственный хронический стресс, восстановить психологическое равновесие, начать строить планы на будущее и научиться вновь радоваться жизни?

Эти и множество других тем мы поднимаем на наших встречах. В начале учебного года социальный педагог осуществляет анализ проблем, которые волнуют семьи, и составляет примерный план занятий на учебный год.

В Родительском клубе семьи детей с особыми потребностями могут получить психологическую поддержку, поделиться своим опытом и узнать о чужом, рассказать о жизни, получить новые знания. На заседаниях клуба проводятся интересные тематические встречи, приглашают специалистов из других организаций – например, в 2015 году перед родителями выступали специалист по правам ребенка в Украине, врач, юрист, консультант по организации малого бизнеса. Иногда заседания клуба готовят и ведут сами родительницы. Запомнились занятия на темы «Основы еврейского образования», «Женское здоровье», «Женщины, оставившие след в истории», «Женщины, попавшие в трудные жизненные обстоятельства и достойно пережившие их».

Поводами для регулярных встреч в Родительском клубе также становятся государственные и еврейские праздники, «Дни именинника» для родителей и значимые для наших женщин даты. В рамках Родительского клуба социальный психолог ведет семинар «Краткий курс счастливой жизни», где пропагандируется здоровый образ жизни, здоровое питание, родителей учат следить за своим физическим и психическим здоровьем, члены клуба делятся информацией о полезных продуктах и технологиях приготовления пищи.

Члены клуба в основном женщины, поэтому одной из актуальных тем наших встреч является кулинария. Обмен наших хозяек своим богатым кулинарным опытом завершился конкурсом на лучший рецепт. Рецепты-победители вошли в самодельную брошюру, которой мы наградили активных участников Родительского клуба.

Радует то, что родители разных возрастных групп с удовольствием ходят на наши заседания. Часто теплые приятельские отношения становятся долговременными, перерастают в настоящую дружбу. Когда одна из родительниц – Таня Ш. – перенесла инсульт, подруги из Родительского клуба не оставили её в беде, установили дежурство по уходу, готовили еду для семьи, помогали ухаживать за сыном.

Таким образом, творческие поиски взаимодействия с родителями, апробация разных форм работы помогают семьям «особых» детей не потерять интерес к воспитанию своего ребенка, расширяют их педагогические знания, стремление к сотрудничеству, гармонизируют внутрисемейные отношения.