В основу программы положено утверждение главенствующей роли семьи как первичной воспитательной среды ребенка. Работа педагогического коллектива заключается в формировании единства двух образовательных сред – дома и ОРЦ на основах взаимодействия, взаимоуважения, сотрудничества. Эмоциональная вовлеченность родителей позволяет им ощутить причастность к значительной работе, собственную роль помощника других людей, готовность к новым жизненным задачам, радость и удовлетворение. Физическая вовлеченность позволяет забыть о собственном беспокойстве, справиться со стрессами, познакомиться с другими людьми, сформировать новые коммуникативные умения, обменяться информацией и опытом.

Сотрудничество с семьями детей предполагает:

  • свободное посещение родителями ОРЦ в удобное для них время;
  • совместные занятия с детьми в ОРЦ;
  • беседы, консультации, тренинги со специалистами разного профиля;
  • открытое и доверительное общение с семьей по поводу развития ребенка;
  • политика конфиденциальности, соблюдение в ходе обучения и воспитания детей профессиональной этики и педагогического такта;
  • признание ценности мнений родителей об учебно-воспитательном процессе в ОРЦ;
  • неформальное общение семей, включение родительского сообщества ОРЦ в коллективные мероприятия, события и семейные праздники.

Формы общения с семьями:

  • информационные листки, объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; использование современных информационно-коммуникационных средств (электронная почта, мессенджеры, Skype и т. п.)
  • поддержание в актуальном состоянии «Родительского уголка» для распространения сведений об образовательной программе ОРЦ, о формах и методах воспитания и абилитации детей;
  • рекомендации по уходу и жизнеобеспечению детей, организации домашних занятий, ведение тетрадей, дневников и карт индивидуального развития учащихся.

Выявление интересов родителей осуществляется с помощью следующих приемов:

  • анкетирование;
  • заполнение опросных листов по текущим проблемам воспитания и обучения детей;
  • обсуждение тематики родительских собраний;
  • изучение потребностей семей в рамках программы визитов «Теплый дом».

Виды деятельности, способствующие вовлечению родителей в образовательный процесс ОРЦ:

  • занятия на свежем воздухе, обустройство игровой площадки и т. п.;
  • клубы и мастер-классы по интересам (прикладное искусство, театрализованные представления, кулинария);
  • развлечения, прогулки, поездки, пикники.

Помощь педагогического коллектива родителям включает в себя:

  • знакомство с помещениями, учебными классами, материально-технической и учебно-методической базой ОРЦ;
  • создание абонемента специальной, художественной, детской литературы, игрушек, развивающих игр;
  • семинары и практикумы;
  • родительские собрания, неформальные собрания и встречи;
  • создание групп взаимной поддержки;
  • инструктирование родителей-помощников;
  • оформление листов благодарности, грамот родителям-помощникам.

Политика конфиденциальности в ОРЦ предоставляет семьям детей с особыми потребностями следующие гарантии:

  • неразглашения персональных данных учащихся и членов их семей;
  • организации системы безопасного хранения и защиты записей, касающихся личной и медицинской информации об учащихся и членах их семей;
  • использования сведений, предоставленных семьями, исключительно с целью связи с ними, либо для передачи их профессионалам исключительно во благо семей;
  • соблюдения стандартов врачебной, педагогической этики, этического кодекса психолога.