Родительский клуб

В основу программы положено утверждение главенствующей роли семьи как первичной воспитательной среды ребенка. Работа педагогического коллектива заключается в формировании единства двух образовательных сред – дома и ОРЦ на основах взаимодействия, взаимоуважения, сотрудничества. Эмоциональная вовлеченность родителей позволяет им ощутить причастность к значительной работе, собственную роль помощника других людей, готовность к новым жизненным задачам, радость и удовлетворение. Физическая вовлеченность позволяет забыть о собственном беспокойстве, справиться со стрессами, познакомиться с другими людьми, сформировать новые коммуникативные умения, обменяться информацией и опытом.

Сотрудничество с семьями детей предполагает:

  • свободное посещение родителями ОРЦ в удобное для них время;
  • совместные занятия с детьми в ОРЦ;
  • беседы, консультации, тренинги со специалистами разного профиля;
  • открытое и доверительное общение с семьей по поводу развития ребенка;
  • политика конфиденциальности, соблюдение в ходе обучения и воспитания детей профессиональной этики и педагогического такта;
  • признание ценности мнений родителей об учебно-воспитательном процессе в ОРЦ;
  • неформальное общение семей, включение родительского сообщества ОРЦ в коллективные мероприятия, события и семейные праздники.

Формы общения с семьями:

  • информационные листки, объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; использование современных информационно-коммуникационных средств (электронная почта, мессенджеры, Skype и т. п.)
  • поддержание в актуальном состоянии «Родительского уголка» для распространения сведений об образовательной программе ОРЦ, о формах и методах воспитания и абилитации детей;
  • рекомендации по уходу и жизнеобеспечению детей, организации домашних занятий, ведение тетрадей, дневников и карт индивидуального развития учащихся.

Выявление интересов родителей осуществляется с помощью следующих приемов:

  • анкетирование;
  • заполнение опросных листов по текущим проблемам воспитания и обучения детей;
  • обсуждение тематики родительских собраний;
  • изучение потребностей семей в рамках программы визитов «Теплый дом».

Виды деятельности, способствующие вовлечению родителей в образовательный процесс ОРЦ:

  • занятия на свежем воздухе, обустройство игровой площадки и т. п.;
  • клубы и мастер-классы по интересам (прикладное искусство, театрализованные представления, кулинария);
  • развлечения, прогулки, поездки, пикники.

Помощь педагогического коллектива родителям включает в себя:

  • знакомство с помещениями, учебными классами, материально-технической и учебно-методической базой ОРЦ;
  • создание абонемента специальной, художественной, детской литературы, игрушек, развивающих игр;
  • семинары и практикумы;
  • родительские собрания, неформальные собрания и встречи;
  • создание групп взаимной поддержки;
  • инструктирование родителей-помощников;
  • оформление листов благодарности, грамот родителям-помощникам.

Политика конфиденциальности в ОРЦ предоставляет семьям детей с особыми потребностями следующие гарантии:

  • неразглашения персональных данных учащихся и членов их семей;
  • организации системы безопасного хранения и защиты записей, касающихся личной и медицинской информации об учащихся и членах их семей;
  • использования сведений, предоставленных семьями, исключительно с целью связи с ними, либо для передачи их профессионалам исключительно во благо семей;
  • соблюдения стандартов врачебной, педагогической этики, этического кодекса психолога.

Тематическое планирование заседаний Родительского клуба на 2015–2016 уч. год

1.    Родительский клуб является добровольным объединением родителей, родственников детей с особыми потребностями – учеников ОРЦ.2.    Участники Родительского клуба: родители, родственники детей с особыми потребностями, заинтересованные в общении, повышении знаний, поддерживающие цели и задачи организации.

3.    Количественный состав – непостоянный.

4.    Руководство Родительским клубом и контроль за его деятельностью осуществляется администрацией ОРЦ и социальным педагогом.

 Общие положения:

·      Деятельность Родительского клуба является одним из направлений работы по социально-педагогическому сопровождению семьи «особого» ребенка.

·      Родительский клуб опирается на разнообразные традиционные и нестандартные формы работы с родителями: беседы, тренинги, лекции, творчество, ролевые игры и проч.

·      Основной принцип участия в Родительском клубе – добровольность.

·      Периодичность встреч – 1 раз в неделю, место проведения встреч – на базе Образовательного Ресурсного центра.

·      Члены Родительского клуба имеют право вносить предложения по тематике занятий, форме их проведения и организации работы.

·      Девиз клуба: «Мы все должны друг другом дорожить!»

Особое значение в работе Родительского клуба приобретает то обстоятельство, что его ведет специалист – социальный педагог, которая является мамой ребенка с особыми потребностями. Ее глубокие знания и практический опыт в области специальной педагогики помогают членам семей, воспитывающих «особенных» детей, найти ответы на многие насущные вопросы. Наряду с рекомендациями по уходу, жизнеобеспечению, развитию и обучению детей, родители получают квалифицированную помощь и поддержку в обсуждении следующих важных вопросов:

·      Как взаимодействовать с окружением, в котором еще недостаточно сформированы ценности инклюзивного общества, и оградить себя и «особенного» ребенка от бестактности, праздного любопытства, неуместного сочувствия и проч.?

·      Как объяснить ребенку наличие у него физического отличия от других детей и как помочь ему выстраивать отношения с людьми?

·      Как преодолеть собственный хронический стресс, восстановить психологическое равновесие, начать строить планы на будущее и научиться вновь радоваться жизни?

Эти и множество других тем мы поднимаем на наших встречах. В начале учебного года социальный педагог осуществляет анализ проблем, которые волнуют семьи, и составляет примерный план занятий на учебный год.

В Родительском клубе семьи детей с особыми потребностями могут получить психологическую поддержку, поделиться своим опытом и узнать о чужом, рассказать о жизни, получить новые знания. На заседаниях клуба проводятся интересные тематические встречи, приглашают специалистов из других организаций – например, в 2015 году перед родителями выступали специалист по правам ребенка в Украине, врач, юрист, консультант по организации малого бизнеса. Иногда заседания клуба готовят и ведут сами родительницы. Запомнились занятия на темы «Основы еврейского образования», «Женское здоровье», «Женщины, оставившие след в истории», «Женщины, попавшие в трудные жизненные обстоятельства и достойно пережившие их».

Поводами для регулярных встреч в Родительском клубе также становятся государственные и еврейские праздники, «Дни именинника» для родителей и значимые для наших женщин даты. В рамках Родительского клуба социальный психолог ведет семинар «Краткий курс счастливой жизни», где пропагандируется здоровый образ жизни, здоровое питание, родителей учат следить за своим физическим и психическим здоровьем, члены клуба делятся информацией о полезных продуктах и технологиях приготовления пищи.

Члены клуба в основном женщины, поэтому одной из актуальных тем наших встреч является кулинария. Обмен наших хозяек своим богатым кулинарным опытом завершился конкурсом на лучший рецепт. Рецепты-победители вошли в самодельную брошюру, которой мы наградили активных участников Родительского клуба.

Радует то, что родители разных возрастных групп с удовольствием ходят на наши заседания. Часто теплые приятельские отношения становятся долговременными, перерастают в настоящую дружбу. Когда одна из родительниц – Таня Ш. – перенесла инсульт, подруги из Родительского клуба не оставили её в беде, установили дежурство по уходу, готовили еду для семьи, помогали ухаживать за сыном.

Таким образом, творческие поиски взаимодействия с родителями, апробация разных форм работы помогают семьям «особых» детей не потерять интерес к воспитанию своего ребенка, расширяют их педагогические знания, стремление к сотрудничеству, гармонизируют внутрисемейные отношения.

Родительский клуб

Родительский клуб
Родительский клуб
Родительский клуб
Родительский клуб
Родительский клуб
Родительский клуб
Родительский клуб
Родительский клуб
Родительский клуб
Родительский клуб
Родительский клуб
Родительский клуб

Семья – неотъемлемая часть жизни человека: сначала он воспитывается в ней сам, затем воспитывает своих детей. Семья является первичным институтом социализации личности: именно в ней начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, психологическое здоровье, усваиваются социальные нормы и культурные традиции. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие индивида.

Проблема поиска контакта с родителями «особых» детей является сложной, но очень важной в организации образовательной и воспитательной работы в специальных учреждениях, ориентированных на работу с детьми с ограниченными возможностями развития. Принять болезнь собственного ребенка и признать, что жизнь может пройти иначе, не так, как у всех и не так, как мечталось, достаточно сложно. А ведь кроме проблем со здоровьем детей, у родителей есть еще и обыденные трудности повседневной жизни, требующие выдержки, твердости духа и оптимизма.

Все ли родители «особых детей» способны в полной мере справиться со своими функциями? Мы знаем, что получается это далеко не у всех семей. Именно по причине отсутствия элементарных знаний по уходу за «особым» ребенком, его воспитанию и обучению родители часто проявляют беспомощность в установлении контакта с сыном или дочерью, при выстраивании продуктивных отношений в семье. Как следствие, обедняются отношения внутри семьи, у родителей накапливаются усталость и раздражение, от нарастающей напряженности страдают и сами супруги, и ребенок.

Консультативно-просветительская работа с родителями, направленная на формирование у них необходимых знаний, а на их основе – умений и навыков воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями, осуществляется в Образовательном Ресурсном центре через различные формы взаимодействия с семьями, в том числе через клубную работу. Своеобразным центром, объединяющим различные направления работы ОРЦ с семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями, является Родительский клуб.

Цель клуба – оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки семьям «особенных» детей путем приобретения родителями соответствующих знаний и умений; предоставление возможности обмена опытом по уходу, воспитанию и обучению детей; создание психологически комфортной среды для доверительного общения в неформальной обстановке; формирование сообщества семей на идеях осознанного, ответственного родительства.

Задачи клуба:

·      повышение педагогической и психологической компетентности;

·      формирование ответственности, уверенности в своих силах и возможностях;

·      развитие навыков продуктивного взаимодействия;

·      содействие созданию эмоционально благоприятной среды в семье для комфортного партнерства и сотрудничества всех членов семьи, включая ребенка с особыми потребностями.
Социальный педагог Емельянова С. Я.