Лекцию-обзор о методах вальдорфской педагогики провела одна из родителей ОРЦ, педагог, врач, мама троих детей Лариса Довгань.

Знаете ли вы, что вальдорфская педагогика отмечает в нынешнем году свое столетие? Первая школа была открыта в сентябре 1919 года, и основал ее «акула капитализма» Эмиль Мольт, владелец сигаретной фабрики в Штутгарте, для детей своих рабочих. Идеологом новой школы был педагог и философ Рудольф Штайнер, известный в Германии социальный реформатор. Дети всех сотрудников фабрики были освобождены от платы за учебу, жалованье учителям платила фирма. Через год школа уже не могла вместить всех желающих, а через двадцать лет по вальдорфской методике работали десятки школ в Германии, США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии.

На сегодняшний день вальдорфская педагогика является крупнейшим альтернативным педагогическим движением в мире: во всем мире работают около 4 тыс. вальдорфских школ и детских садов. Одно из таких учреждений – школа-сад – работает и в нашем городе.

Лариса Довгань – дипломированный врач, педагог-волонтер ОРЦ и мама троих детей, которые получили образование в Вальдорфской школе Днепра. Она провела ознакомительное занятие о методиках вальдорфской педагогики для группы родителей ОРЦ. Система работы в школе требует глубокой вовлеченности родителей в мир своего ребенка, непосредственного участия не только в становлении растущей личности сына или дочери, но и в жизни всего детского коллектива. Лариса Довгань подчеркнула, что в процессе обучения и воспитания педагоги стремятся к равновесию в развитии трех душевных способностей – воли, чувства и мышления.

Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; и первые восемь лет изучают предметы, которые в других школах считаются второстепенными: искусство, музыку, садоводство, иностранные языки. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными «мягкими» материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями (обработка дерева, работа с медью и камнем, плетение из лозы и др). С первого класса и по последний ребята занимаются живописью и лепкой.

Вальдорфская педагогика – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы. Качества, которые развивает вальдорфская педагогика, соответствуют тому, что потребует мир от взрослого человека: творчески и эффективно применять свои знания в жизни.

Светлана Емельянова, социальный педагог:  

   «Некоторые родители наших воспитанников сохраняют связь с Ресурсным центром на протяжении многих лет. В их число входит и Лариса. Ее старший сын, Леонид, был нашим способным и успешным учеником, на наших глазах подрастали  младшие дети. Успехи сыновей и дочери Ларисы в трудовой деятельности, спорте и в искусстве – это результат не только  ее   огромного материнского вклада в их воспитание и развитие, но во многом обусловлены правильным выбором школы,  которая   раскрыла личностный потенциал детей и помогла им найти свой путь в жизни».

Анна Рачок, педагог-волонтер ОРЦ: 

 «Мастер-класс прошел просто потрясающе! Ничего подобного ранее я не слышала и, конечно, не видела в обычных школах. Лариса открыла нам принципы гармоничного, природосообразного, всестороннего развития ребенка без какого-либо либо принуждения на основе его естественных интересов. И главное, мы убедились в том, что учить ребёнка чему-то нужно именно тогда, когда он внутренне созрел и готов принять новое знание».

 

Ольга Олейник, педагог-волонтер ОРЦ:

«О вальдорфской педагогике у меня были отрывочные сведения: что там распространен ручной труд, что используют натуральные и природные материалы, но так подробно о системе работы школы я узнала только от Ларисы. У нее трое детей учились или учатся там, она сама работает в Вальдорфском детском саду. Мы как будто бы окунулись в волшебный мир, где никто не нарушает природное течение времени: ребенок растет и развивается так, как заложено природой, дети занимаются тем, что им интересно, а взрослые не только раскрывают перед ними огромный мир, но и готовят к жизни, самостоятельности, к труду.. Представляете, дети к окончанию сада своими руками выполняют куклу и ткут маленький коврик! Спасибо огромное Ларисе Довгань, что поделилась с нами столь ценным опытом и знаниями!»

Вальдорфская школа в Днепре
Вальдорфская школа в Днепре
Вальдорфская школа в Днепре
Вальдорфская школа в Днепре
Мастер-класс Ларисы Довгань
Мастер-класс Ларисы Довгань
Мастер-класс Ларисы Довгань
Мастер-класс Ларисы Довгань
Мастер-класс Ларисы Довгань
Мастер-класс Ларисы Довгань
Мастер-класс Ларисы Довгань
Мастер-класс Ларисы Довгань
Мастер-класс Ларисы Довгань
Мастер-класс Ларисы Довгань
Мастер-класс Ларисы Довгань
Мастер-класс Ларисы Довгань