Миссия и видение ОРЦ

Девиз Благотворительного Фонда "Маале":

Изменяем взгляды, изменяем судьбы.

«Маале» пропагандирует инклюзию в общинную жизнь и предоставляет образование, поддержку, информацию и ресурсы детям и молодым людям с особыми потребностями и их семьям, а также содействует подготовке педагогов для работы с учениками с особыми потребностями. Образовательный ресурсный центр (ОРЦ) - это основной проект "Маале".
Миссия ОРЦ заключается в предоставлении детям и молодым людям с особыми потребностями образования, соответствующего их уровню развития, поддержки семей и тренинга по защите своих социальных прав. "Маале" стремится стать всеукраинской моделью для программ по пропаганде инклюзии, а также одним из основных интернет-ресурсов по распространению информации, стратегий, методов и технологий инклюзии в Украине. Кроме того, "Маале" стремится создать динамичное онлайновое сообщество детей, молодых людей, родителей, учителей, и других активистов по вопросам инлюзии.

Тамара Ольшаницкая, исполнительный директор Благотворительного фонда "МААЛЕ" для детей с особыми потребностями:

Мы являемся частью общемирового движения в поддержку прав человека людей с инвалидностью для построения инклюзивного гражданского общества, в котором различие утверждается в качестве силы. Мы преданы этическим и профессиональным стандартам, присущим современному уровню соответствующей практики. По мере развития демократии в Украине мы даем возможность детям со специальными потребностями и их семьям стать полноправными участниками нового общества.

ОРЦ функционирует в качестве ресурсного и справочно-информационного центра, который делится информацией, технологиями и специальными знаниями в области образования детей с особыми потребностями, поддерживая семьи и подготавливая педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде.

Цели и задачи деятельности Образовательного Ресурсного Центра

Цель работы Образовательного Ресурсного центра – это содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего различные ограничения в развитии, и членов его семьи (опекунов, законных представителей, родственников).

Исходя из цели, ОРЦ определяет следующие задачи своей деятельности:

  • защита и представление интересов ребенка, имеющего различные ограничения в развитии, в различных сферах общества (образовательные учреждения, социальные службы, детские организации и т. п.);
  • предоставление таким детям возможности учиться с использованием современных методик специального образования, по индивидуальной траектории, в оптимальном для ребенка темпе;
  • вовлечение в процесс образования членов семьи (или законных представителей) ребенка с инвалидностью создает условия для выравнивания возможностей всех детей и подростков, облегчает интеграцию в общество детей с ограничениями в развитии, создает предпосылки для их полноценной и независимой жизни;
  • создание учебно-научно-методической базы для работы с детьми с особенностями психофизического развития; организация условий для проведения психолого-педагогических консилиумов, научно-практических семинаров, конференций, исследований студентов и аспирантов; обмен опытом и повышение квалификации педагогов специального образования, практических психологов, всех заинтересованных лиц.

Концепция деятельности Образовательного Ресурсного Центра

Вся социальная политика в нашей стране, ориентированная на инвалидов, в настоящее время строится на основе медицинской модели инвалидности, которая рассматривает особые нужды ребенка как заболевание или патологию. Такая модель принижает социальную позицию маленького человека, отделяя его от «нормального», «здорового» детского сообщества, обрекая ребенка с особыми потребностями на признание своего неравенства по сравнению с другими детьми. Это накладывает на формирующуюся личность рамки и ограничения, которые позволяют человеку лишь выживать, а не жить полнокровной жизнью. Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества, развитие у него пассивно-иждивенческих жизненных ориентаций.

В ОРЦ оспаривают такой подход, считая, что проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, являясь в гораздо большей степени социальной проблемой неравных возможностей.

Первоначальная программа ОРЦ получила название «Равные возможности»

Базовые положения Программы «Равные возможности»:

создание новой социально-реабилитационной структуры, способной осуществить возможности социализации ребенка, имеющего особые потребности, обеспечить ему возможность полного и активного участия в жизни общества.

  • создание условий для грамотной интеграции учеников в классы общеобразовательных школ.
  • обучение и включение всей семьи в процесс воспитания и абилитации ребенка с особыми потребностями.
  • гармонизация внутрисемейных отношений.
  • создание на базе ОРЦ учебно-практической базы для студентов, обучающихся на психолого-педагогических специальностях днепропетровских вузов.
  • создание профессиональной среды для обмена опытом, получения консультативной помощи, изучения средств диагностики и технологий экспертных оценок.

Основные идеи Программы:

  • глубоко гуманистический характер деятельности: уважение к людям и вера в то, что дети с особыми потребностями способны и должны быть полноправными, интересными и полезными членами общества.
  • деятельностный подход в обучении и воспитании: ребенок провозглашается главным субъектом образовательной деятельности при активном участии и взаимодействии родителей и специалистов.
  • инновационный характер образовательно-воспитательного процесса, предлагающий принципиально новый подход к проблеме интеграции взамен принятой в украине модели инвалидности.