Инклюзивное образование в Украине: идеи и принципы

Данные статистики

В настоящее время в Украине зарегистрировано 2 млн. 788 тыс. 266 инвалидов (6,1% от общей численности населения), часть детей-инвалидов возрастом до 18 лет -- 167,1 тыс.

Согласно официальной статистике, в Днепропетровской области зарегистрировано 167,6 тыс. инвалидов, из них детей до 18 лет – 1 тыс. 306 человек. Данные общественных организаций Днепропетровщины по защите прав инвалидов свидетельствуют, что реальное количество детей с особенностями развития значительно больше: оно приближается к нескольким тысячам и с каждым годом возрастает. Все эти дети нуждаются не только в родительской любви, но и в защите их прав на счастливое детство, на образование и развитие сообразно их возможностям, на полноценную жизнь в обществе.

Законодательная база

Наша страна медленно, но неуклонно движется к признанию международных норм равенства прав инвалидов. В Украине с 1 января 2015 года вступил в силу закон № 1324-VII "О внесении изменений в некоторые законы Украины об образовании относительно организации инклюзивного обучения". Закон вводит новые нормы социальной защиты детей с особыми потребностями: частичное или полное содержание за счет государства детей с инвалидностью, обеспечение бесплатным горячим питанием в общеобразовательном учебном заведении детей, нуждающихся в социальной помощи и которые обучаются в специальных и инклюзивных классах общеобразовательных учебных заведений.

Таким образом, идеи инклюзии становятся повседневной образовательной практикой.

Что такое инклюзия в образовании?

Инклюзия в образовании – это признание того, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Инклюзивное образование стремится сформировать общественное мнение, утверждающее индивидуальный подход к потребностям каждого «особенного» ребенка.

Инклюзивное образование старается разработать гибкий подход к обучению детей с особенностями развития, обеспечивая их интеграцию в сообщество ровесников, в результате чего выиграют все дети.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.