Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Оказать помощь детям-инвалидам и их семьям, учитывать специфические особенности их жизненной ситуации может психологическая служба ОРЦ.

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Психологическая служба оказывает поддержку родителей детей с особыми потребностями, непосредственно детям, осуществляет работу со специалистами, которые работают с детьми, а так же с волонтерами, которые оказывают посильную помощь детям и их родителям. И в целом осуществляет психологическое сопровождение семьи и ребенка с особыми потребностями, опираясь на сильные стороны членов семьи и на их ресурсы.

При современных социальных экономических проблемах возрастает роль семьи в воспитании и коррекционном обучении детей с отклонениями в развитии. Чтобы достичь успеха в воспитании ребенка, необходимо терпение, ответственность, мудрость и всевозможные знания. Как показывает практика, с этой трудной работой справляются далеко не все родители. В настоящее время все чаще наблюдается неблагополучие в институте семьи и системе детско-родительских отношений, в частности, неумение родителя найти подход к своему ребенку, наладить с ним взаимоотношения, понять закономерности его психического развития в различные периоды жизни. Большое количество родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями находятся на грани отчаяния и нуждаются в поддержке и психологической помощи.

В Образовательном ресурсном Центра для детей со специальными потребностями при благотворительном фонде «МААЛе» родители могут получить знания по особенностям развития их детей, методам воспитания и обучения детей по средствам психологического просвещения и обучающим встречам на семинарах или лекциях психологов, а так же при составлении индивидуальных развивающих планов для их детей. При просвещении и обучении родителей используется мировой опыт педагогов и психологов таких как Лев Выготский, Василий Сухомлинский, Глен Доман, Мария Монтессори, Фридрих Фребель, Елена Данилова, Масару Ибуки, Сесиль Лупан, Юлия Гиппенрейтер, Вирджиния Сатир и др. Родители могут получить консультацию по любым волнующим их вопросам как семейного воспитания так и личным проблемам, возникающим при взаимодействии с ребенком с особыми потребностями. При консультировании родителей используется знания по гуманистической психологии Карла Роджерса, позитивной психологии, элементы техник песочной игры, телесно-ориетированной психологии, гештальт-психологии и др. Каждый родителей может стать участником тренингов эффективности родителей по Т.Гордону.

Ребенок с особыми потребностями вырастает счастливым и коммуникабельным, если в семье его любят таким, каков он есть, не критикуют и не заостряют внимание на его проблемах, если у него есть возможность общаться с ровесниками в коллективе. Психолог ресурсного центра проводит диагностику умений детей, изучению их познавательных способностей, изучает их личностные характеристики и умение взаимодействовать с окружающим миром. На индивидуальных и групповых занятиях проводит развивающую и коррекционную работу с учетом возрастных особенностей и сложности дефекта развития ребенка. При работе с детьми используется знания по специальной психологии с использованием коррекционных методов Людмилы Шипициной и Ирины Мамайчук, элементов гуманистической психологии Карла Роджерса, позитивной психологии, элементы техники песочной игры, телесно-ориетированной психологии, гештальт-психологии и др. На занятиях применяются методики Марии Монтессори, Глена Домана, Елены Даниловой, Фридриха Фребеля и многих других известных психологов и педагогов.

При коллективном обсуждении возможностей развития ребенка с учетом сильных сторон их семьи на педагогических консилиумах с использованием профессиональных знаний и умений различных специалистов Ресурсного Центра возможно составить план работы с ребенком, вовремя развить скрытые возможности и способности ребенка. Психолог может провести анализ причин отставания в развитии ребенка, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное – обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним. Педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей ребенка, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявления трудностей и недостатков при работе с ребенком.

Для эффективной работы специалистов Ресурсного Центра психолог должен работать над созданием благоприятного психологического климата в коллективе по средствам тренингов, а так же проводить индивидуальные или групповые консультации для профилактики профессионального выгорания сотрудников. Для гармонизации работы коллектива необходимо проводить встречи с супервизором, который направит, обучит и скорректирует работу группы специалистов.

Центр, работающий с детьми с особыми потребностями, на определенном этапе своей работы начинает ощущать нехватку специалистов, работающих с детьми. Оказать неоценимую помощь в работе с детьми смогут специально обученные волонтеры. Психолог с помощью специальных занятий сможет проводить обучение волонтеров, проводить их консультирование в ходе работы с детьми. Для эффективной работы волонтеров проводится тренинг взаимодействия с детьми с особыми потребностями с использованием приемов Клауса Фопеля.

Надпись: Просвещение родителейНадпись: Консультирование родителейНадпись: Обучение родителейНадпись: Тренинг эффективности родителейНадпись: Диагностика детейНадпись: Индивидуальные 
занятия
Надпись: Групповые занятияНадпись: Участие в педагогическом консилиумеНадпись: Создание психологического климата в коллективеНадпись: Супервизии сотрудниковНадпись: ОбучениеНадпись: КонсультированиеНадпись: Тренинг взаимодействия с детьми с особыми потребностями