На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.

Наиболее распространенными в современной психолого-педагогической и медико-социальной литературе являются понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями здоровья». Это понятие охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

  • с нарушениями слуха – глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие;
  • с нарушениями зрения – незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием.
  • с нарушениями речи: алалия, брадилалия, брадифазия, дислалия, эхолалия;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития (ЗПР);
  • с нарушениями интеллекта;
  • с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • с множественными, или с комплексными нарушениями психофизического развития (сочетание 2-х или 3-х нарушений).