Оборудование в сенсорной комнате ОРЦ можно разделить на три основных функциональных блока:

Оборудование в сенсорной комнате ОРЦ можно разделить на три основных функциональных блока:

Релаксационный блок

РЕЛАКСАЦИОННЫЙ БЛОК:

Пуфик-кресло с гранулами

Удобное сидение, наполненное полистирольными гранулами, которые служат идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело.

Детское складное кресло-трансформер

Компактный кубик при раскрытии превращается в удобное кресло с изгибами, повторяющими форму тела.

Сухой бассейн

Прямоугольный бассейн наполнен пластмассовыми полупрозрачными и / или цветными шариками; используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело ребенка, находящегося в бассейне, все время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение. Это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Двигательные действия в окружении подвижных шариков создают прекрасные условия для развития координации движений. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены; ребенок сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.

Сухой бассейн
Сухой бассейн
Сухой бассейн
Сухой бассейн
Сухой бассейн
Сухой бассейн
Сухой бассейн
Сухой бассейн
Сухой бассейн
Сухой бассейн

Светильник «Пламя»

Светильник, имитирующий факел. Пламя костра с древних времен притягивало человека какой-то тайной. «Холодный огонь» светильника не только полностью имитирует пламя, но его ещё можно и потрогать.

Висящая система «Мелодичный звон»

Приятные переливы нежных звуков действуют успокаивающе, способствуют релаксации. Кроме того, эти звуки могут служить сигналом для перехода от одного вида деятельности к другому, тем самым способствуя переключению внимания и развитию процессов саморегуляции. В работе с детьми система «Мелодичный звон» может использоваться для активизации самостоятельных действий ребенка, развития познавательного интереса, тренировки дыхания.

Установка для ароматерапии

Предназначена для проведения сеансов ароматерапии и для комплексного воздействия на организм человека. В комплект входят различные эфирные масла. Для каждого ребенка масла подбираются индивидуально в зависимости от задач релаксации или реабилитации.

Музыкальный центр с набором CD-дисков, генератор звуков природы

Музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка усиливает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует им иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в СК целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, моря, пением птиц.

Спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Активизирующий блок

АКТИВИЗИРУЮЩИЙ БЛОК:

Оборудование со светооптическими эффектами

Мягкая платформа с угловым зеркалом и пузырьковая колонна

В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимаются бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то опускаются вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижать ладони к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

Мягкая платформа
Мягкая платформа
Мягкая платформа
Мягкая платформа

Настенная мерцающая занавесь из фибероптических волокон

Привлекает внимание, успокаивает, хорошо концентрирует внимание, используется в ходе релаксационных занятий, на тематических занятиях по сказочным сюжетам, волшебных историй и т. п. Нити можно перебирать, держать, обматывать вокруг тела, рук. Данное оборудование особенно полезно использовать для стимуляции зрительного восприятия.

Зеркальный шар

Является идеальным оборудованием для любой сенсорной комнаты. Если узкий луч света от прожектора направить на зеркальный шар, подвешенный к потолку, то по стенам и полу плавно заскользит бесконечное множество бликов, «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой стали дети.

Общеоздоровительный блок

ОБЩЕОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК:

Мягкая комната

Позволяет создать вокруг ребенка игровую и развивающую среду, где есть разнообразные игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, и пространство, в котором можно без страха ползать, лазать, ходить, бегать, падать, карабкаться, изучать, экспериментировать.

Мягкая комната обеспечивает полную безопасность детей на занятиях, стимулирует работу воображения, развивает уверенность в своих силах, умение включаться в коллективные игры, развивает целеустремленность и настойчивость в поиске решений, преодолении трудностей, умении доводить начатое дело до конца.

Мягкая комната
Мягкая комната
Мягкая комната
Мягкая комната
Мягкая комната
Мягкая комната

Сенсорная дидактическая черепаха

Дидактический модуль «Черепаха» изготовлен из яркой разноцветной экокожи, наполненной микрогранулами. На поверхности модуля закреплены разноцветные фигуры и детали: пуговицы, застежки, шнуровки, пряжки, липучки, арифметические цифры, геометрические фигуры, фрукты-овощи, животные-насекомые, цветы.

Главная цель игры с «Черепахой» – это развитие мелкой моторики рук ребенка, получение основных навыков по застёгиванию замков и пуговиц, завязыванию шнурков, обращению с пряжками и липучками, что поможет детям усовершенствовать навыки самообслуживания. Черепаха может быть тематической для проведения различных развивающих занятий, например, изучение времён года. Разноцветные детали игрового модуля знакомят детей с основными цветами. Во время занятий малыш получает не только удовольствие от яркой интересной увлекательной игры, но и приобретает элементарные математические знания и представление об окружающем мире. Также развивается внимание, мышление, память, наблюдательность, воображение и пространственное ориентирование, формируется понимание понятий: «внизу», «вверху», «слева», «справа», укрепляются пальцы, кисти рук и глазомер. Черепаху можно использовать и как пуфик для сидения, и как подушку под голову.

Сенсорная дидактическая черепаха
Сенсорная дидактическая черепаха
Сенсорная дидактическая черепаха
Сенсорная дидактическая черепаха
Сенсорная дидактическая черепаха
Сенсорная дидактическая черепаха
Сенсорная дидактическая черепаха
Сенсорная дидактическая черепаха

 

Массажные мячи и валики

В мягкой комнате представлен набор мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей. Они предназначены для стимуляции тактильной чувствительности. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности, они обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые может получить ребенок. Дети могут играть с мячами, с помощью шариков или валиков специалист также может делать ребенку легкий массаж.

Массажные мячи и валики
Массажные мячи и валики
Массажные мячи и валики
Массажные мячи и валики
Массажные мячи и валики
Массажные мячи и валики
Массажные мячи и валики
Массажные мячи и валики

Гамак

Дети любят, когда их ритмично двигают (например, укачивают). Детям с ограниченными возможностями это тоже должно быть доступным вне зависимости от причин и вида их двигательных нарушений. Гамак компенсирует действие силы тяжести (вес тела не мешает ребенку двигаться) и может стать хорошей заменой обычных ритмичных движений для ребенка с серьезными нарушениями.

Гамак в Образовательном Ресурсном центре выполнен из плотной натуральной ткани. Подушка-валик способствует поддержанию симметричного положения в гамаке, при этом сам гамак принимает форму тела ребенка. Гамак – очень хороший для ребенка способ поиграть с игрушками, отталкиваться, проявлять самостоятельную активность; при этом, наряду с приносимой ребенку радостью, он дает хороший терапевтический эффект, поскольку в гамаке ребенок расслабляется и находится в положении с выпрямленной спиной. Так осознается разница между устойчивым положением и подвижностью.

Гамак подходит всем детям: и тем, у кого лишь небольшие нарушения, и тем, чьи нарушения тяжелы и множественны.

Гамак
Гамак
Гамак
Гамак

Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная комната. Сенсорная комната (СК) представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с ТМНР, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. Каждая СК предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях СК используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

Комплектация СК содержит следующие элементы.

Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами (пенопластовой крошкой); сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи; одеяла; гамак; водяная кровать.

Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы (пузырьковые колонны); проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; светильники (пламя, переливающиеся цветы, кристаллическая лампа, фонтан света); подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.

Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система «Мелодичный звон»; музыкальные инструменты (мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы); музыкальные игрушки (музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон).

Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов (фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева); стенды с различными видами застежек (пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками); сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны (наполнители – горох, фасоль, каштаны, крупы); массажный коврик.

Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки; ароматические мешочки (саше); комнатные растения.

Степень эффективности СК можно значительно усилить, применяя дополнительные материалы. В специальных сенсорных банках можно собрать разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов.

Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.

Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями (рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта); резиновые шары с сыпучими веществами (песок, мука, крахмала, крупа).

Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры.

Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.

СК проектируется индивидуально в соответствии с размерами комнаты, задачами по её использованию, возрастом детей, финансовыми возможностями учреждения образования. Как известно, в специальных образовательных учреждениях по проекту не предусмотрено создание СК, поэтому любое выбранное помещение требует, как правило, адаптации. Рекомендуется:

  • обеспечить максимальную территориальную и звуковую изоляцию (СК не должна быть проходной или смежной с такими помещениями как физкультурный и музыкальный залы, при необходимости СК оборудуется двойной дверью);
  • закрыть окна светонепроницаемым материалом;
  • окрасить стены СК в спокойные пастельные тона (белый, кремовый и т.д.), цвет пола, мебели, портьер подобрать спокойных и нейтральных тонов (голубой, зеленый);
  • установить регулируемую в широком диапазоне интенсивность освещения (от яркого освещения до полного затемнения);
  • положить на пол мягкое покрытие;
  • соблюдать температурный режим (помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым).

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с ТМНР синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения (самозащите или аутостимуляции), провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой. Метод сенсорной интеграции позволяет нормализовать чувствительность ребенка с ТМНР и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.