Процесс выздоровления и психологической реабилитации ребенка с особыми потребностями во многом зависит от того, какие условия предлагает учреждение. И наша задача – сделать эти условия максимально комфортными. Особую роль в реабилитации детей с разнообразными расстройствами здоровья и взрослых, испытывающих стресс, играет технология под названием «сенсорная комната».

Впервые сенсорные комнаты были применены в 1970-х гг. в Голландии. Поначалу они использовались только в лечебных целях: в релаксирующей обстановке сенсорной комнаты проходили занятия с больными ДЦП и с людьми, подверженными психическим расстройствам. В таких комнатах все было продумано: источники света разной интенсивности, успокаивающая музыка, массажеры, фонтаны и живые растения. После занятий со специалистами в сенсорных комнатах больные быстрее успокаивались, начинали увереннее себя чувствовать, легче шли на контакт с окружающими.

Второй шаг в развитии методики сенсорных комнат был сделан учеными Великобритании. Они использовали эти комнаты не только для лечения, но и для профилактики стрессов и неврозов. Тогда же было замечено, что маленьких пациентов сенсорные комнаты приводят в восторг. С этого и началось использование сенсорных комнат в педагогических целях. «Сенсорная комната» используется для стимулирования разных функций организма (слуха, зрения, обоняния, двигательных функций, вещания) у детей с ДЦП, психическими нарушениями или другими расстройствами здоровья, а также для релаксации родителей. В сенсорных комнатах проводятся сеансы психотерапии, коррекционно-развивающие занятия с использованием методов светотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, ароматерапии.

Сенсорная комната – это современная технология психологической работы для релаксации, адаптации, диагностики и коррекции. Такая комната представляет собой помещение, оснащенное специальным сенсорным коррекционно-реабилитационным оборудованием, которое позволяет улучшить качество профессиональной психологической помощи детям, имеющим проблемы в эмоциональном и интеллектуальном развитии, способствует развитию их познавательной деятельности. Высококачественная интерактивная среда в сенсорной комнате, благотворно действующая на ребенка, создается за счет использования специальных эффектов, световых трубок, фибероптических мерцающих волокон, «сухих» бассейнов, специальной музыки, генераторов запахов, различных световых, звуковых и тактильных настенных панелей. Здесь исключаются стрессовые ситуации и любые негативные воздействия. Отсутствие опасных предметов, «мягкий» пол и стены дают ребенку ощущения безопасности при передвижении.

Оборудование сенсорной комнаты помогает решать следующие задачи:

  • гармонизировать психоэмоциональное состояние детей и взрослых;
  • уменьшить невротические реакции (тики, гиперкинезы, непроизвольные движения и др.);
  • развивать познавательную деятельность детей с психоневрологическими проблемами;
  • корригировать агрессивное и отклоняющееся поведение детей;
  • проводить реабилитацию людей, оказавшихся в стрессовой ситуации.

Специальное оборудование сенсорной комнаты, стимулирующей двигательные, визуальные и акустические эмоции, воздействует на все органы чувств пациента, создавая ощущение полной безопасности и комфорта. Успокаивающая музыка, мягкий свет, теплый, удобные кресла и маты, звуки природы — то, что помогает ребенку и его родителю максимально расслабиться.

Лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфах, в разноцветных волнах медленно плывущего света, под успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав или цветов, ребенок словно попадает в сказку. Звездное небо, прозрачные колонны, наполненные водой и цветными пузырьками, светильник, имитирующий горящий костер, проекторы, светящееся волокно, релаксирующая музыка, живые растения – это волшебный мир, где родители и их дети смогут отдохнуть, ощутить спокойствие и комфорт. В сенсорной комнате активно используется звуковая стимуляция. Это специальная музыка для расслабления, а также звуки природы – щебет птиц, звуки дельфинов, крики чаек, журчание ручейка, плеск воды, шум дождя или морского прибоя, рокот водопада. Усиливают эффект запахи розы, лаванды, мандарина, корицы, фенхеля, мяты или их смесей.

Специалисты убеждены, что занятия или даже простое пребывание в «сенсорной комнате» снимают нервное возбуждение и мышечное напряжение у ребенка, способствуют улучшению его эмоционального состояния, снижают агрессивность, нормализуют сон. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения, развивать воображение и творческие способности детей.

Развивающая среда
Развивающая среда
Развивающая среда
Развивающая среда
Развивающая среда
Развивающая среда
Развивающая среда
Развивающая среда
Развивающая среда
Развивающая среда
Развивающая среда
Развивающая среда