Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Проигрывая различные ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Игра с песком способствует развитию активности, тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, произвольного внимания и памяти, совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, способствуют расширению словарного запаса, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Игры с песком разнообразны:

  • обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;

  • познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.;

  • проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50×70×8 см, (где 50×70 — размер «поля» песочницы, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100×140×8 см.

Материал песочницы. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.

Песок. На одну треть или наполовину емкость заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

В Образовательном Ресурсном центре используется манная крупа. Считается, что она лучше подходит для развития сенсорных ощущений. Однако, по мнению детских психологов, для этого вида терапии лучше использовать именно песок. Манная или другие крупы для построения мира на песке не подходят, у них совершенно другие свойства. Именно песок способен менять свою консистенцию: быть сухим (сыпучим) или влажным (тогда из него можно лепить).

Коллекция фигурок. Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек (высотой не более 8 см), в совокупности символизирующих мир. Это могут быть человеческие персонажи, здания (дома, школы, церкви, замки), животные (домашние, дикие, наземные, летающие, морские, доисторические), машины (сухопутные, водные, космические, боевые), растения (деревья, кусты, цветы, овощи), постройки (мосты, ограды, ворота, загоны для скота, дорожные знаки), естественные предметы (ракушки, веточки, камешки), аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия), сказочные герои (злые и добрые), персонажи мультфильмов или мифов, живая зелень, домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики; пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды).

Все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Песочная терапия
Песочная терапия
Песочная терапия
Песочная терапия
Песочная терапия
Песочная терапия
Песочная терапия
Песочная терапия
Песочная терапия
Песочная терапия