В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармонической личности ребенка с нарушениями здоровья, его культурного развития. В практику специального образования прочно вошли такие такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». В чем сходство и различие понятий «артпедагогика» и «арттерапия»?

Артпедагогикахудожественная педагогика») по отношению к специальному образованию — это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики художественного развития детей с особыми образовательными потребностями и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Сущность артпедагогики состоит в развитии, воспитании и обучении средствами искусства лиц с ограниченными возможностями здоровья, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей с нарушениями здоровья и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Арттерапиятерапия искусством») представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику — лечебное воздействие движениями) т. д.

Психокоррекция с помощью разных видов арттерапии связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Различные виды арттерапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.

В настоящее время арттерапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами. Арттерапия все больше включается в коррекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты.