В Образовательном Ресурсном центре учебно-воспитательную коррекционно-развивающую работу по художественному воспитанию и развитию детей с нарушениями здоровья ведут специально подготовленные педагоги.

Им принадлежит решающая роль в приобщении «особенных» детей к искусству. Это музыкальный руководитель, специальный педагог, воспитатель, преподаватель изобразительной деятельности.

Мы рассматриваем арт-терапию применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (психологии и медицины) и искусства, а в лечебной и психокоррекционной практике – как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства. С помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с расстройствами здоровья можно осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями значение педагогического руководства возрастает. Обязанности каждого из педагогов определяются соответствующими квалификационными характеристиками.

Специальный педагог:

  • предоставляет результаты диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер на каждого ребенка, которые помогут музыкальному руководителю и воспитателю, педагогам дополнительного образования составить общую картину нарушений в развитии ребенка и определить его возможности и перспективу в художественном воспитании;
  • совместно с музыкальным руководителем, воспитателем определяет образовательно-коррекционные задачи, решение которых осуществляется посредством общения ребенка с искусством и включения его в художественную деятельность;
  • оказывает помощь музыкальному руководителю и воспитателю в планировании коррекционно-развивающей работы по художественному воспитанию детей с особыми образовательными потребностями;
  •  участвует в подготовке и организации культурно-досуговой деятельности детей с особыми образовательными потребностями в Образовательном Ресурсном центре.

Музыкальный руководитель:

  • отвечает за постановку музыкального воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями в Образовательном Ресурсном центре;
  • планирует коррекционно-развивающую работу по музыкальному воспитанию детей в соответствии с особенностями нарушений их здоровья;
  • проводит музыкальные занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
  • совместно с воспитателем организует разные виды коррекционно-развивающей музыкальной деятельности вне занятий (музыкально-игровую, музыкально-театрализованную, игру на детских музыкальных инструментах);
  • организует и проводит культурно-досуговую деятельность детей, составляет план проведения праздников, утренников, досугов, руководит их подготовкой и проведением, участвует в изготовлении костюмов, праздничного оформления;
  •  консультирует педагогов и родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников.

Воспитатель:

  • участвует в работе по всестороннему гармоническому развитию и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями средствами искусства;
  • вместе со специальным педагогом планирует коррекционно-развивающую работу средствами искусства (изобразительную деятельность, художественно-ручной труд, знакомство с художественной литературой);
  •  принимает участие в музыкальных занятиях, оказывает детям практическую помощь в овладении движениями под музыку в играх и танцах, совместно с детьми играет на детских музыкальных инструментах;
  • проводит занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации и т.д.) и художественно-ручному труду, обеспечивает коррекционную направленность подобных занятий с учетом особенностей и характера наблюдаемых нарушений в развитии ребенка;
  •  создает игровые зоны для художественной деятельности детей (музыкально-игровой, театрализованной, индивидуальных и подгрупповых занятий по изобразительной деятельности, художественному труду), наполняет их необходимыми материалами, атрибутами;
  • активно участвует в культурно-досуговой деятельности, помогает музыкальному руководителю в подготовке и проведении праздников и досугов.

Преподаватель изобразительной деятельности:

  • проводит диагностическое обследование возможностей детей в изобразительной деятельности, выявляет отклонения в развитии моторики, пространственных представлений, сенсорных эталонов (цвета, формы, пространства), представленных на листе бумаге;
  •  планирует уроки по изобразительному искусству, подбирает материалы к ним;
  •  проводит уроки по изобразительной деятельности;
  • организует и проводит работу по изобразительной деятельности с детьми по интересам;
  • принимает участие в культурно-досуговой деятельности, в оформлении праздников, концертов.